Приёмы запоминания материала

Приёмы запоминания материала

Память — это запоминание, сохранение и последу­ющее воспроизведение информации. Для записи ин­формации в память необходимо придать мыслям упо­рядоченную структуру. Любая организация запомина­емого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запо­минания), так как снабжение образующихся следов па­мяти «опознавательными знаками», или «адресами», на­много упрощает доступ к ним. Искусство хорошего ис­пользования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Некоторые закономерности запоминания:

  1. Трудность запоминания растёт непропорционально объёму. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределённое заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами,  чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  5. Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.

 

ВЕЧЕРОМ ЗАПОМИНАЙТЕ, УТРОМ ПОВТОРЯЙТЕ

  • Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необ­ходима постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 20—25 минут в день. Учтите, что продуктив­ность запоминания меняется в течение дня. Память наи­более цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем про­дуктивность запоминания начинает постепенно снижать­ся, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).
  • Понятно, что абсолютно всё запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбрать наи­более существенное. Решив для себя, какая именно ин­формация вам необходима, четко сформулируйте позна­вательную цель. Например: «Хочу знать, кто является ар­хитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?» Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использо­ванием той информации, которую необходимо запомнить.
  • Важным условием того, чтобы информация запомни­лась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять свой кругозор. Чем больше чело­век знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание — это резец памяти: чем оно ост­рее, тем более глубокие следы оставляет.
  • Большое значение для запоминания имеют наши чув­ства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя оп­ределенные чувства. Информация, которая вам безраз­лична, плохо запоминается.
  • Непременным условием хорошего запоминания явля­ется понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоми­нается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты, и лишь после этого их мож­но заучивать дословно.
  • Эффект запоминания зависит от характера информа­ции, и прежде всего от вашей активности и самосто­ятельности при ее усвоении. Психическая активность про­является в сравнении, противопоставлении, анализе, син­тезе, обобщении изучаемого материала. Материал сле­дует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходи­мо стремиться к собственным формулировкам.
  • Запоминание становится успешным при наличии запа­са знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом.
  • Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить мо­мент первого повторения материала и момент его пер­вичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не использует­ся в течение трех дней, то 70% ее забывается.
  • Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.
  • Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схем, опорных сиг­налов, проговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изоб­рести свой собственный, уникальный способ повторения материала.
  • Очень полезно составлять планы конкретных тем и дер­жать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать писать шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, не забудьте, идя на экзамен, оставить продукты своего творчества дома.
  • Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, а также от режима деятельно­сти. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в ве­чернее время, у других — утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать ве­чером и повторять на следующее утро. Обширный мате­риал лучше делить на небольшие группы.
  • Полезно ставить перед собой такие задачи на запоми­нание, которые несколько превышают ваши возможности. Говорят, что правильно забыть — наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т.п.

Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запомина­ют, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, мед­ленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощни­ки памяти - дисциплинированность и организованность. Запоминание — это труд, и труд нелегкий. Поэтому важ­ным условием усвоения материала является настойчи­вость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоми­нания.

 

Приемы работы с запоминаемым материалом

  • Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).
  • Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
  • План — совокупность опорных пунктов.
  • Классификацияраспределение каких-либо пред­метов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурированиеустановление взаимного рас­положения частей, составляющих целое.
  • Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве.
  • Ассоциацииустановление связей по сходству, смежности или противоположности.

Методы активного запоминания

Золотое правило хорошего запоминания — интеллек­туальная работа с материалом. Методы активного за­поминания включают в себя интеллектуальную работу с текстом.

Метод ключевых слов

Что такое ключевое слово? Это своеобразный узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с на­шим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить одно - два главных (ключевых) сло­ва и запомнить их, после чего стоит только их вспом­нить — как вспомнится вся фраза.

Этот метод можно применять и при запоминании боль­ших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой (заучивание текстов на казахском, иностранных языках). Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из которых выделяется минималь­ное количество ключевых слов: их необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формирует­ся некоторый каркас текста, содержание и форму кото­рого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения И. А.  Корсакова (основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты), так как самая большая потеря информа­ции приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается семь дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день – 2 повторения;

2-й день –  1 повторение;

3-й день –  без повторений;

4-й день – 1 повторение;

5-й день –  без повторений;

6-й день –  без повторений;

7-й день – 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с не­которым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени инфор­мация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее вос­приятия рекомендуем повторить материал сначала че­рез 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотвор­ная строка за строкой.

Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что за­трудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого при комплексном учеб­ном методе вся информация, например текст, запо­минается целиком, а затем как одно целое повторя­ется. Взаимосвязи между отдельными частями вос­принимаются быстрее и основательнее, а обязатель­ное число повторений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный ме­тод.

При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком слу­чае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизве­дении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и за­учивается следующая и т.д.

Зубрежка

Бывает так, что какой-то материал ну совершенно не идет! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот спо­соб можно применять в крайнем случае. У этого спо­соба запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура зазубривания?

— Повторить про себя или вслух то, что нужно запом­нить.

— Повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды.

— Повторить, выждав 10 минут (для запечатления).

— Для перевода материала в долговременную память повторить его через 2-3 часа.

 Повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).

Память и чувственный опыт

Эмоции и чувства лучшие союзники памяти. Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечь информацию. Даниель Лапп сравнивает воспоминание с рыбалкой. Чем больше крючков мы забрасываем, тем больше рыбы можем поймать. Так и с памятью: чем больше чувств вовлечено, тем легче вспомнить информацию. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смот­рите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхи­вайтесь, двигайтесь.

Мы запоминаем лучше:

1) ту информацию, которой мы постоянно пользуемся;

2) то, что мы воспринимаем в определенном контек­сте (к которому нам еще предстоит вернуться);

3) то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);

4) прерванные действия (так как их приходится возоб­новлять).

При запоминании вы можете воспользоваться при­емами зрительной памяти.

Приемы зрительной памяти

1.   Мысленно представим предмет, который мы хотим запомнить. Раскрасим его в своем воображении не­обычным цветом или представим его огромного разме­ра, повернем и рассмотрим предмет с разных сторон. Трудно забыть его после таких действий, не правда ли?

2.   Визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми циф­рами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повто­ряя число вслух, вы еще больше облегчите его запо­минание, призвав еще один канал чувственного вос­приятия.

3. Напишите на листках бумаги даты, формулы, определения понятий, формулировки правил, теоремы, аксиомы и т.д., которые нужно выучить, и развесьте по дому на видных местах. Когда проходите мимо, каждый раз читайте, повторяйте, старайтесь запомнить.

Коды

Некоторым из нас при запоминании числовой инфор­мации помогают опоры, или коды. К ним можно отне­сти:

1. Вербальный код

Люди с преобладанием вербальной (словесной, слу­ховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, ка­ламбуры и т.п. Им может оказаться полезным запоми­нание перечня примерно такого типа:

 

ноль — моль,

один — блондин,

два — дрова,

три — осетрина,

четыре — черт в тире,

пять — пятка,

шесть — шерсть,

семь — семья,

восемь — осень,

девять — дева,

десять — деспот.

 

2. Визуальный (зрительный) код

Он может быть таким:

 ноль — круг или овал; один — столб (свеча, кол); два — близнецы (пара ботинок); три — треугольник, трехколесный велосипед; четыре — квадрат (4 лапы животного); пять — пальцы руки; шесть — шестигранная игральная кость; семь — подсвечник на семь свечей; восемь — песочные часы; девять — улитка (ушная раковина); десять — пальцы обеих рук; одиннадцать — футбольная команда; двенадцать — часовая стрелка в полдень.

3.  Кодирование информации по зрительному сходству

В этой системе цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.

 

0  = О

1  = Т или Г (главный элемент — вертикальная палочка)

2  = П (буква на двух ножках)

3  = 3

4  = Ч

5  = Б

6  = С

7  = У

8  = В

9  = Р

 

Чтобы запомнить число, нужно превратить цифры в буквы, а с них будут начинаться слова, из которых мы составим легко запоминающуюся фразу.

Упражнения для развития памяти

  • Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
  • Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп.
  • Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.
  • Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.

Закройте глаза и сосчитайте до двадцати.