Труд – основа человеческой жизни

"Роль учебного - опытного участка в учебно - воспитательном процессе школы"

В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»
А.С. Макаренко

 

Труд – основа человеческой жизни. Приобщение к труду – важная часть учебно- воспитательно процесса в школе. Но труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребенка, когда он общественно значим.
Как реализовать педагогическую технологию с гарантированным результатом, дающую на выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисциплинированного, работающего в меру склонностей и способностей в наш век нежелания трудиться ни в школе, ни за её пределами, в условиях сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности летней трудовой практики, в рамках прав ребёнка, в мире противоречий? Решению этой задачи способствует грамотная организация работы на пришкольном учебно-опытном участке.

Я считаю что учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют  дополнительные исследования. Опытный участок – это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое.

Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. 

Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой. 

Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно-опытном участке являются следующие:

1.Приобретение исследовательских, практических умений и навыков ландшафтного дизайна;

2.Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе;

3.Расширение и углубление знаний учащихся по биоразнообразию  растений;

4.Формирование экологической культуры у школьников;

5.Повышение  уровня озеленения и благоустройства школьного двора;

6.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия пришкольной территории;

7. Приобщение к общественно-полезному труду.

К счастью, в нашей школе есть условия для того, чтобы предотвратить инфантильное отношение к труду. Этому способствует ряд факторов:

1.  Школьный коллектив единомышленников, понимающий важность задач трудового воспитания и имеющий возможности для их решения;

 2. Преемственность в трудовом воспитании ( начальная школа – среднее звено – старшеклассники);

3. Поддержка преобладающим большинством родителей приобщения их детей к труду;

 4.Неплохая материально-техническая база ;

5. Давние традиции школы по  воспитанию подрастающего поколения в духе любви и уважения к земле, к нелегкому  труду земледельца.
Результаты нашей работы налицо - учебно-опытный участок нашей школы неоднократно занимал призовые места.
Поле хозяйственной деятельности для педагогов и учащихся достаточно широкое,  а это формирует необходимый опыт работы на земле, убеждает в том, что земля остаётся основным капиталом людей, матерью богатства и от того, что на ней происходит, зависит всё остальное. Я убеждена, что на разъяснение этой истины не следует жалеть ни сил, ни времени. В 2017- 2018 учебном году мы работали по графику, утвержденному директором школы. Работа на пришкольном участке началась с 28 мая. За каждым классом были закреплены учителя - классные руководители и педагоги- помощники, кроме того, на каждый месяц были назначены руководители трудовой практики из числа учителей естественного цикла. В мае- июне -Полянцева Л.Н., в июле-Колмагорова Д.И., а в августе- Хуснутдинова С.М. Рабочий инвентарь передавался из класса в класс, за его сохранность отвечали учителя, работающие с классом. Опись инвентаря прилагалась к специальному журналу. Хорошо отработали классы: 5а,5в,6б,6в,7б,8б,9а,9б,в.

В отдельных классах: (5б,6а,7а,8а) есть дети, которые практику не отработали  или отработали или не закончили до конца. Считаю, что классным руководителям нужно выяснить причины каждого конкретного случая и провести разъяснительную работу среди учащихся и родителей. Хочется поблагодарить учащихся и учителей за добросовестную работу в течение летних месяцев, в особенности в период подготовки школы к приемке. Именно в эти последние дни перед началом учебного года на помощь школьникам выходят и учителя. Общим усилиями мы делаем наш школьный двор настолько красивым, что он вызывает слова восхищения у членов приемной комиссии, проверяющей готовность школ города к новому учебному году. Хочу всем пожелать крепкого здоровья творческой активности, удачи в новом учебном году.

Учитель географии высшей категории Полянцева Л. Н.

Вместе на пришкольном участке

Вместе на пришкольном участке

 

   Здравствуйте, дорогие читатели!

 

Меня зовут Александра Залевская. Я ученица 6"А" класса школы-гимназии 10. Я хочу рассказать вам о начале нашего трудового лета.

 

Самым запоминающимся моментом в конце 5-го класса для нас стала работа на пришкольном участке. Нам очень повезло с погодой. Все дни нашей практики было солнце, и дождь не помешал нашим планам. Неделя пролетела незаметно. С понедельника по пятницу было очень много весёлых и интересных событий, наш труд приносил радость, ведь мы ухаживали за цветами и кустарниками, следили за чистотой игровых площадок, а каждый из нас не только  мог найти работу по вкусу, но и хорошо её выполнить. Общее мнение ребят нашего класса единодушно: они считают, что видеть одноклассников летом, трудиться с ними бок о бок -это здорово. Мы не только поливали, пололи, пересаживали, копали, но  и каждый день узнавали что-то новое о мире растений. Уже не со слов наших учителей, а из собственного опыта мы осознали, почему нужно уважать чужой труд и не загрязнять окружающую среду. Донести целлофановый пакетик до урны, не бросать яркую упаковку от чипсов на газон—это так просто! Благодаря практике стало понятно, как рождается красота, привлекательность нашего школьного двора, как трудно следить за порядком одному человеку. Особенное чувство удовлетворения испытали мы от результатов наших совместных усилий. И пусть нам было трудно порой, мы даже уставали работать под палящим солнцем, но это не мешало нам  каждый день появляться на участке и дарить друг другу радость общения, дружбы. Приятно видеть в себе созидателей и хороших товарищей, которые после завершения «отработок» скажут себе и товарищам "Спасибо!". Школьная трудовая четверть—это интересное время, когда можно с пользой побыть на свежем воздухе и провести время в приятной компании друзей-одноклассников.

 

Александра Залевская — ученица 6 класса «А» КГУ «Школа-Гимназия №10»